1. Период первой, теологической стадии развития человеческого разума, по О. Конту, когда жизнь приписывалась внешним предметам, и люди в них видели богов:
а) фетишизм +
б) тотемизм
в) политеизм
2. Изменения универсальной религиозной системы как переход от исторической религии к раннесовременной, описывает:
а) Трёльч
б) Белла +
в) Фрэзер
3. Термин «культурный код», являющийся главным средоточием стабильности сложных систем действия и их изменчивости, имеющей эволюционные последствия, использовал:
а) Конт
б) Вебер
в) Парсонс +
4. Джемс считал, что религия:
а) глубоко личное дело, у каждого своя религия +
б) форма отчуждения человека
в) сугубо общее дело, истинна только одна религия
5. Угрозу будущему религии в господстве технологии и бюрократии в современном мире, результат которого — ограничение человеческого опыта, сужение его горизонта, видел:
а) Дюркгейм
б) Маркс
в) Вебер +
6. Наиболее последовательными критиками церкви как института, закрепляющего феодальные порядки, выступили в XVIII в. … просветители:
а) английские
б) французские +
в) итальянские
7. В соответствии с характеристиками отношений субъекта и объекта религиозной веры, изложенными голландским ученым Г. ван дер Леу в работе «Феноменология религии», верования Древней Греции — это религия:
а) величия и унижения
б) уединенности и покоя
в) силы и формы +
8. Согласно Дюркгейму, религия выполняет интегрирующую функцию благодаря способности людей:
а) к обожествлению (сакрализации) обычных вещей +
б) разделять мир на чувственный и сверхчувственный
в) ощущать страх перед силами природы
9. С точки зрения русского религиозного мыслителя И.А. Ильина, основа народного правосознания:
а) ответственность власти перед народом
б) гражданская сознательность
в) религиозное чувство +
10. Форма культового поведения, которое американский социолог Ч. Глок называл одним из основных измерений религиозности:
а) миссионерская деятельность
б) посещение богослужений +
в) пострижение в монахи
11. Священная книга ислама:
а) Коран +
б) Талмуд
в) Библия
12. Форма культового поведения, которое американский социолог Ч. Глок называл одним из основных измерений религиозности:
а) пострижение в монахи
б) участие в исповеди и причастии +
в) миссионерская деятельность
13. Смена периодов религиозных движений и застоев связана с изменением всего социального уклада жизни населения, меняющего его нравы, аппетиты, стремления и чувства, — полагал:
а) Сорокин +
б) Рассел
в) Тиллих
14. В своих работах в области исследования религии специально разрабатывал сравнительно-исторический метод:
а) Шампольон
б) Спенсер
в) Мюллер +
15. Торговые и промышленные успехи старообрядцев рядом причин, из которых первая — необыкновенная солидарность старообрядческих бюргеров, объясняет:
а) Никольский +
б) Малиновский
в) Бердяев
16. Особое магическое мышление, представление о том, что все связано друг с другом, лежащее в основе магического действия, «логикой партиципации» назвал:
а) Баур
б) Леви-Брюль +
в) Ренан
17. Теория происхождения религии, возводимая античной традицией к Демокриту, объясняющая происхождение религии страхом перед естественными силами природы, — это … теория:
а) антропологическая
б) гносеологическая
в) психологическая +
18. Вебер является автором книги:
а) «Два источника морали и религии»
б) «Хозяйство и общество» +
в) «Социальные учения христианских церквей и групп»
19. Религию как сохраняющийся в той или иной форме специфически человеческий феномен позволяет рассматривать подход:
а) Конта
б) Вебера
в) Дюркгейма +
20. По мнению швейцарского мыслителя К.Г. Юнга, изложенного им в работе «Архетип и символ», предназначение религиозных символов:
а) выделять священнослужителей среди мирян
б) придавать смысл человеческой жизни +
в) сплачивать людей вокруг Церкви
21. «Секты», стоящие на позициях неприятия и осуждения «мира», находят опору в низших социальных слоях, тогда как «церкви», благословляющие существующие порядки, — в высших и средних, согласно:
а) Трёльчу +
б) Баховену
в) Джемсу
22. Характерная особенность секты, надежно отличающая ее от официальной церкви, — это отсутствие деления на:
а) старших и младших
б) священнослужителей и мирян +
в) начальников и подчиненных
23. Восходящая к античной традиции теория происхождения религии, согласно которой началом религии послужил договор правителей и жрецов с народом:
а) теория обмана
б) натуралистическая теория
в) теория договора +
24. В соответствии с характеристиками отношений субъекта и объекта религиозной веры, изложенными голландским ученым Г. вн дер Леу в работе «Феноменология религии», верования Древнего Китая — это религия:
а) воли и послушания
б) уединенности и покоя +
в) силы и формы
25. Политико-философское основание православного культурного мира, в котором явно довлеет приоритет общего над индивидуальным:
а) иррационализм
б) прагматизм
в) реализм +
26. Восходящая к античной мысли концепция происхождения религии, считающая Богов обожествленными древними царями и героями, — это … теория:
а) психологическая
б) антропологическая +
в) натуралистическая
27. Один из принципиальных моментов христианской этической концепции понимания места личности в обществе и политике, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве:
а) солидарность +
б) взаимопомощь
в) правопорядок
28. Партикуляризм:
а) приписывание определенных качеств авторитетным религиозным деятелям, на основе чего образуется устойчивое эмоциональное отношение к церковной системе
б) отношения между индивидами и социальными группами как носителями различных видов религиозной деятельности, различающимися социальными позициями и ролями в религиозной жизни
в) притязания религиозной группы на исключительное обладание истиной и моралью, часто приводящие к методам насильственного насаждения новой веры +
29. С точки зрения К. Маркса, религия как разновидность отчужденного сознания, или «опиум народа», — это питательная среда для социального(ой):
а) конформизма +
б) отчуждения
в) инертности
30. Принципиальный момент христианской концепции понимания места личности в обществе, выраженный в заботе граждан о других людях, обществе и государстве:
а) соборность
б) солидарность +
в) правопорядок